Сказка эта всем знакома с детства, а потому нет нужды подробно пересказывать ее сюжет, который встречается у многих народов. Напомню его для тех, кто больше знаком с музыкальным вариантом Г. Гладкова, Ю. Энтина и В. Ливанова. Где-то в Германии на дороге встречаются осел, пес, кот и петух, которых выгнали из дома хозяева. Они решают вместе отправиться в город Бремен, чтобы зарабатывать себе на жизнь как уличные музыканты. На полном приключений пути они выходят победителями из стычки с разбойниками, завладевают их домом и сокровищами и, счастли� �ые, остаются там жить. Мораль сказки, наверное, лучше всего передадут слова песни из первого советского рок-мюзикла: Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Нам любые дороги дороги.
О дорогах, прежде всего, и пойдет речь в этом рассказе. А именно, о тех дорогах, которые свели четырех друзей вместе, и что для этого сделал человек. Как мы знаем, сказки порой хранят память о событиях столь большой древности, что усилий одних лишь литературоведов оказывается недостаточно, и требуется привлекать последние достижения науки. ДНК-генеалогия не стоит в стороне, и сейчас ее объектом станут не совсем обычные персонажи – домашние животные, разумеется, вместе с их хозяевами. Как и в пред ыдущей истории про горшочек каши, первым напрашивается вопрос – почему из всех вариантов сказки братья Гримм записали тот, где действуют осел, пес, кот и петух? Что за странная компания из зверей, которые в реальной жизни либо не пересекаются, либо терпеть не могут друг друга? Как с любым фольклорным сюжетом, ответ на вопрос зависит от того, с какой стороны его рассматривать – исторической, этической, психологической и т.п. Мы ограничимся более частной задачей – постараемся выяснить, когда и каким образом предки героев сказки появились в Центральной Европе, и какие их черты могли побудить сказителей к тому, что выбор остановился на них. Начнем по порядку.
Читать запись полностью. Трансляция подготовлена blogger crossposter
Комментариев нет:
Отправить комментарий