Восстанавливая древнерусскую историю от периода расселения носителей ИЕ в Восточной Европе (4600-4900 лет тому назад), я стала рассматривать в этой связи и историю летописной чуди (здесь и здесь). В моих статьях я показала, что идея отождествления летописной чуди с «финлянцами и эстляндцами» была рождена шведским политическим мифом и растиражирована в российской исторической науке Байером, Миллером и Шлёцером. А русская историография вплоть до XVIII века знала чудь как од� �н из славяно-русских или древнерусских народов.
Но в письменных источниках (например, «Повесть о стране Вятской») и в устных преданиях отразились воспоминания о том, что в городах, которые возводила чудь, проживали и финно-угорские народы: отяки или предки удмуртов и черемисы или предки марийцев, причем, в памяти этих народов сохранилось, что они заселяли эти края, как уже освоенные чудью. В этнографических исследованиях, начиная с рубежа XIX-XX вв., отмечалось, что у зюздинских и язвикских коми-пермяков предания о чуди обнаруживают связь с культом предков, а их поминальные традиции включали предметы из бересты, что перебрасывает мостик к сакральным ценностям духовной жизни ариев и древних русов, к известному у них культу берёзы. Но и русское население многих верхнекамских сел и деревень вело свою родословную от местной чуди, оставившей «чучковники» (могильники чуди), куда люди приходили (обычно в семик) поминать родителей. Таким образом, история древнерусской чуди нераздельно связана с двумя важнейшими темами: с темой начального периода русской истории и с темой генезиса российской полиэтничности. Одним из российских регио нов, тесно связанных с именем народа чудь, является Пермская область, Прикамье.
Читать запись полностью. Трансляция подготовлена blogger crossposter
Комментариев нет:
Отправить комментарий